Здоровье нации является одним из приоритетных направлений государственной политики. План нации «100 конкретных шагов» предусматривает внедрение обязательного медицинского страхования, усиление финансовой устойчивости системы здравоохранения на основе принципа ответственности государства, работодателя и граждан, приоритетное финансирование первичной медико-санитарной помощи, ориентирует на внедрение передовых стандартов медицинского обслуживания.

 

Развитие электронного здравоохранения, внедрение информационно-коммуникационных технологий в систему здравоохранения позволяет вывести на новый уровень качество оказания медицинской помощи. Информационно-коммуникационные технологии играют жизненно важную роль в обеспечении и доставке медико-санитарной помощи. Технологии электронного здравоохранения позволяют проводить мониторинг за пациентами на расстоянии, лучше распространять информацию среди пациентов, улучшать доступ к медико-санитарной помощи, особенно в отдаленных районах, для инвалидов и лиц пожилого возраста.

Сегодня посредством информационно-коммуникационных технологий пациенту предоставляется возможность рационально использовать свое время, выбрать специалиста, либо услугу, а также подобрать удобное время для получения услуги.

В рамках кампании «Свободный выбор поликлиники», которая проводится не чаще одного раза в год, пациент может прикрепиться к поликлинике, с учетом права свободного выбора врача, медицинской организации в пределах одного населенного пункта (административно-территориальной единицы). Отсутствие централизованной базы данных прикрепления в начале 2010 года привело к тому, что пациент мог быть прикреплен более чем к одной организации, а так как процесс прикрепления не ограничивался временными рамками – ручная выверка списков была затруднительна и малоэффективна. В этой связи, единственным способом решения задачи учета обслуживаемого населения – стало создание в рамках Единой системы национального здравоохранения портала «Регистр прикрепленного населения», который обеспечил организациям, оказывающим первичную медицинскую помощь, сведения о прикрепленном населении. К тому же, за счет имеющегося взаимодействия с порталом Электронного правительства, пациент имеет возможность, не выходя из дома самостоятельно подать заявку на прикрепление к участковой поликлинике, вызвать врача на дом, записаться на прием к специалисту, воспользовавшись в режиме «онлайн» услугами на портале Электронного правительства www.egov.kz.

Разработанные информационные системы позволяют фиксировать посещения по каждому врачу, выявленные диагнозы, вести диспансерное наблюдение больного, проведенные диагностические обследования, выполненные услуги и данные об амбулаторном лечении каждого пациента, также происходит регистрация журнала активов, вызовов врача на дом, направления к специалисту.

Осуществляемые на сегодняшний день работы по развитию электронного здравоохранения в дальнейшем приведут к исключению бумажных носителей, что избавит медицинских работников от рутинной бумажной работы, вследствие чего врачи смогут больше времени и внимания уделять пациентам. Со временем амбулаторная карта пациента полностью перейдет в электронный формат, что позволит специалисту в любом регионе республики в считанные минуты узнать о пациенте необходимую медицинскую информацию, и предпринять необходимые меры, направленные на улучшение состояния здоровья пациента, кроме того, система позволит ведущим специалистам страны проводить дистанционные консультации. К тому же, самому пациенту не придется тратить время на ожидание в регистратуре, уходящее на поиски амбулаторной карты и необходимости брать её с собой на прием.

 В заключение к сказанному можно отметить, что реализация новых подходов в здравоохранении, а именно развитие электронного здравоохранения должно обеспечить возможность автоматизированного получения своевременной, актуальной, достоверной информации, которая в свою очередь поможет в принятии верных решений, направленных на качество оказания медицинских услуг и будет ориентирована на потребности пациента.